Стадионы против больниц
Российское, равно как и советское государственное здравоохранение никогда не было ни доступным, ни качественным. Несмотря на солидные капиталовложения в медицину, сделанные в период высоких цен на энергоносители, когда федеральный и даже местные бюджеты могли себе это позволить, качество медицинского обслуживания населения остается ужасающе низким: не хватает врачей, их знания не соответствуют современным требованиям, эффективные лекарства по-прежнему в большом дефиците. Сегодня, когда нефтяные доходы резко упали, а иностранных инвестиций ждать не от кого, встал вопрос, за чей счет будем экономить? На федеральном уровне определились быстро – расходы на здравоохранение снижаются ударными темпами второй год подряд. Аналогичным образом действуют и региональные власти, однако если с точки зрения Путина не подлежат сокращению расходы на «национальную безопасность» (читай – на укрепление полиции и спецназа, чтоб подавлять народные волнения), местные бюджеты перераспределяют средства, ранее запланированные на медицину и образование, в пользу, например, строительства спортивных сооружений в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Последняя новость пришла из Санкт-Петербурга, где бюджетные средства, предназначенные для строительства школ, детских садов и медицинских учреждений, перераспределены на достройку футбольного стадиона «Зенит-арена».
Соратник Путина по службе в ленинградском КГБ, а ныне — губернатор Санкт-Петербурга, Георгий Полтавченко назвал такое перераспределение средств «техническим решением», вместо того, чтобы честно признаться, что проведение дорогостоящего чемпионата мира по футболу стремительно нищающей России просто не по карману. Казалось бы, что препятствует принадлежащему «Газпрому» футбольному клубу «Зенит» выделить часть средств на достройку своего домашнего стадиона? Но у «Газпрома» тоже проблемы с прибылью, скудеет путинский кошелек, поэтому деньги на стадион отбирают у больных и детей.
Власть в Кремле и на местах давно обращается с российской медициной как ей заблагорассудится. Даже отдельные новости позволяют сделать неутешительные выводы, что уж говорить о статистике, отражающей ситуацию в целом. Заболеваемость населения растет, число больниц сокращается с одновременным повышением доли негосударственных учреждений и частных медицинских центров. Состояние государственных медицинских учреждений в России оставляет желать лучшего даже по мнению Минздрава. Качество бесплатной медицинской помощи снижается: по оценкам Счетной палаты, возглавляемой, кстати, предыдущим министром здравоохранения, в России выросло число умерших на больничных койках. Одновременно увеличилось число отказов в вызове скорой помощи – на 270 тысяч. Видимо, чтобы улучшить статистику смертности по вине врачей.
50% опрошенных государственным ВЦИОМом граждан считают качество медицинских услуг низким, а уровень профессиональной подготовки медицинских специалистов недостаточным. Как следствие, 25% россиян занимаются самолечением. Повышение качества медицинских услуг возможно, в числе прочего, посредством повышения качества образования, но расходы на образование урезаются едва ли не стремительнее, чем на медицину.
Примечательно также, что происходит постепенное замещение ранее бесплатных для населения услуг платными: та же Счетная палата указывает, что «платность медицинских услуг нарастает, причем в хаотичной и неконтролируемой форме, когда неожиданно и непрозрачно вводится плата за услуги, которые формально должны предоставляться бесплатно».