Трансатлантическая Латвия – от Курляндии до Тобаго
22 октября 2018 г. в Риге состоялась дискуссионная панель «Трансатлантическая Латвия – от Курляндии до Тобаго», организованная КРЕС Полишколой и Балтийским центром образовательного и академического развития.
Ведущий исследователь Института истории Латвии, доктор исторических наук Марите Яковлева прочитала лекцию о славных страницах истории Латвии 17 века – герцогстве Курляндском (Kurzeme) и Семигальском (Zemgale) и его колониях в Африке (Гвинея) и Америке (о-в Тобаго).
Доктор Яковлева знает историю Курляндского герцогства лучше и больше, чем кто-либо другой в Латвии, а может быть, и во всем мире. Ее лекция блистала такими деталями, почерпнутыми из собственных многолетних архивных исследований, что у заинтересованных слушателей загорались глаза – настолько события далекой латвийской истории могут увлекать и удивлять, когда они изложены настоящим экспертом.
Вот только несколько примеров того, что мы узнали за время полуторачасовой лекции.
Основатель курляндской династии, герцог Годхард Кеттлер (kettle – «котел» по-немецки), изначально был главой Ливонского ордена, то есть католическим рыцарем-крестоносцем. В результате церковной Реформации 16 века, фактически – революции в католицизме, возникла лютеранская церковь, которую герцог Годхард избрал государственной религией для вновь созданного на обломках Ливонского ордена объединенного герцогства Курляндии и Семигалии. Для своего времени (1517-1587 гг.) Годхард Кеттлер был великим реформатором, поставившим светскую власть выше, чем власть Папы Римского. Он также сумел договориться с могущественным католическим польско-литовским королевством, простиравшимся в те годы от Кракова до Смоленска, об автономии своего герцогства.
Дети Годхарда Кеттлера, герцоги Фридрих и Вильгельм, правившие Семигалией и Курляндией соответственно, не были столь успешны. Несмотря на заслуги в польско-шведской войне, в 1616 году король Сигизмунд III лишил их власти над герцогством. Спустя год, Фридриху вернули Семигалию, а Вильгельму пришлось ждать восстановления владения Курляндией еще 17 лет, когда после смерти Сигизмунда, Кеттлерам удалось договориться с польско-литовским сеймом о восстановлении своих суверенных прав на Курляндию и Семигалию. А если бы этого не случилось, большой вопрос, возникла ли бы почти 300 лет спустя независимая Латвия, или все латыши стали бы за три века литовцами. Хорошо, что история не терпит сослагательных наклонений!
Настоящую славу и признание Курляндии во всем мире снискал внук Годхарда Кеттлера, легендарный герцог Якоб (1610-1682). Под его руководством десятки построенных в Вентспилсе и Лиепае парусных кораблей бороздили Атлантический океан, обеспечив маленькой Курляндии важную роль в международной торговле и кораблестроении, а ее жителям – трансатлантическую известность. Именно при Якобе Латвия (точнее, конечно — ее часть) стала ненадолго империей, основав свои колонии на о. Святого Андрея в дельте западноафриканской реки Гамбия, а также на о. Тобаго у карибского побережья Южной Америки. Воинственные соседи, сначала — шведские короли, а позднее – русские цари, присоединили прибалтийские земли герцогства к своим владениям, надолго лишив Латвию независимости, а ее заморские владения – связи с метрополией. В утраченных колониях до нашего времени сохранились лишь географические названия, такие как Форт Якоб и Большой курляндский залив (Тобаго). Однако созданное Кеттлерами герцогство, пусть и без колоний, стало прообразом современного латвийского государства, возникшего ровно 100 лет назад в результате объединения Курляндии и Семигалии (Kurzeme-Zemgale) с Видземе (Vidzeme) и Латгалией (Latgale), — независимой Республики Латвия.
Полностью замечательную лекцию г-жи Яковлевой, а также последовавшую за ней оживленную дискуссию, в которой приняли активное участие известный латвийский политолог Иварс Иябс, директор КРЕС Полишколы адвокат Павел Ивлев и другие гости мероприятия, можно посмотреть на нашей странице в Фейсбуке.
https://www.facebook.com/krespoliskolaofficial/videos/738966199785459/?t=0