Збигнев Бжезинский
Весть о смерти человека находившегося в преклонном возрасте естественна, но всегда поражает. Заставляет замолчать. Задуматься. Тем более, если знал этого человека… Разумеется, это относится и к смертям молодых, куда более несправедливым, к смертям насильственным – убийствам. Тут всё логичнее, но от этого смириться с уходом Збигнева Бжезинского не легче.
Збигневу Бжезинскому повезло. Родившись в 1928 году, он родился в Польше уже не только завоевавшей в боях, восстановившей свою независимость, но и ставшей сильной Европейской державой. С экономикой, с культурой в самом широком понимании, с верой, и разумеется с памятью об истории страны, сохранённой как на семейном – личном уровне, так и на религиозном и государственном. Лучше всего конечно эти понятия иллюстрирует знаменитый польский лозунг «Jeszcze Polska nie zginęła, póki my żyjemy!» («Ещё Польша не погибла, пока мы живы»)
Збигневу повезло ещё раз. В 1938 году он оказывается в Канаде. Что бы случилось с ним и его родными, если бы они жили бы в Польше, а тем более на её восточной границе после 01 сентября 1939 года. И тем более после 17 сентября 1939 года? Длинный список Катынский – свидетельствует о том, что, по всей видимости, благодаря Божьему проведению удалось избежать…
Не знать это, не помнить об этом даже живя по ту сторону океана – было нельзя, и для Збигнева – это было невозможно. Фактов нет, но я уверен, всё это повлияло на выбор пути. Тема его диссертации в Гарвардском Университете лучше всего подтверждает это — «Формированию тоталитарной системы в СССР». При этом не могу не подчеркнуть, посвятив свою жизнь политике, основу своего образования он получил в области культуры. Культура была тем фундаментом, на котором строилась политика. В 1960-89 гг. — в Колумбийском университете, он возглавил новый Институт по вопросам коммунизма «Institute on Communist Affairs». Уверен, знание Шекспира, древнегреческих драматургов помогли понять и первым предложить объяснять всё происходящее в социалистических странах с позиций концепции тоталитаризма. Понимая истоки такой политики, разумеется, он не мог не быть последовательным критиком политики Никсона — Киссинджера. Тоталитарный режим можно припудрить, но сделать его демократическим – нельзя. Тоталитарный режим, тоталитарная идеология – опасны для существования человечества, даже если они уверяют мир в своём вегетарианстве. Это лучше всего проявилось с момента начала СССР Афганской войны. Он честно признавался и всегда подтверждал, видимо помня об истории сопротивления в Польше и прежде всего об «Армии Крайовой» в период Второй Мировой Войны о своей роли в Афганской войне — «Как Джимми Картер и я положили начало моджахедам» (англ. «How Jimmy Carter and I Started the Mujahideen»), «Я бы сделал это снова» (англ. «I’d Do It Again») . Создав возможности для поддержки движения сопротивления в Афганистане советской оккупации, он всегда отрицал, что только это послужило причиной возникновения «Аль-Каиды». Увы, война всегда порождает чудовищные перекосы и преступления. Кровавая, ужасная по своей жестокости судьба народов населявших пограничную зону между Украиной – Польшей – Молдовой – Румынией и Западной Беларусью самым страшным образом иллюстрировало это в середине ХХ века. В Афганистане всё это повторилось. Та война, как и исламская революция в Иране взорвали Восток. «Советы разрушили Афганистан, и это стало почвой для „Талибана“ многие годы спустя» . Прекратить войну намного сложнее, чем её развязать. Почти ежедневно мы получаем в лентах новостях страшные свидетельства этого. Советские войска давно выведены из Афганистана и страшная цепь афганских грузов «200» не пополняет погосты самой большой в мире страны, но пожар полыхает и в Афганистане, и в Сирии… Всё чаще в новостях мелькают сообщения о смерти на войне.
Пан Збигнев был прав — «К сожалению, у вас есть тенденция рассматривать любые критические замечания как враждебные. Вам следует избавиться от этого комплекса». Увы, для нас это ещё не осознанный обществом и очень, очень болезненный процесс. Мы не хотим признавать и верность другой его важной цитаты — «Подобно столь многим империям, существовавшим ранее, Советский Союз, в конечном счете, взорвался изнутри и раскололся на части, став жертвой не столько прямого военного поражения, сколько процесса дезинтеграции, ускоренного экономическими и социальными проблемами». Не верите? Вспомните такой исторический ряд – волнения в Казахстане последовавшие после снятия Д.Кунаева и назначения из Москвы Г. Колбина, далее везде Сумгаит, Баку, Тбилиси, Вильнюс, Рига…
В наших СМИ принято было считать его нашим врагом, согласиться с этим сложно. Он просто понимал, если Россия, как и её имперские предшественники, не пройдет процесс демократизации, для мира это будет, как минимум означать не спокойствие… «…Демократизация — одно из главных условий процветания России… Можете считать это историческим оптимизмом, но я уверен, что сближение России с Западом неизбежно, и в результате этого сближения Россия получит огромную пользу…».
Как известно в России нужно жить долго. Збигнев Бжезинский прожил почти 90 лет. Это много, но, увы, слишком мало чтобы увидеть нашу огромную страну демократической, равной среди равных. Окруженной не врагами, а друзьями, уважающими её культуру, а не боящимися её армию и флот…
27.05.2017.
Григорий Амнуэль